Мир Аватар

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир Аватар » Мистика » Душа


Душа

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. в ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе, как о некотором атрибуте живого существа. наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой её потере, привели к тому, что в крови видели носительницу души. cновидения привели к представлению о душе, как о субстанции, существующей независимо от тела.

в связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (эмпедокл, анаксагор, демокрит). по платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. до рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. отсюда суждение платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

герберт спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, подчинённую принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. в 1863 вильгельм вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «grundzüge der physiologischen psychologie» (1908—1911) и «völkerpsychologie» (1908—1917). сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. для паладьи и клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».

для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевленность).

понятие души в науках
душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). результат наблюдений над душой анализирует психология. до нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией.

развитие душевной жизни («психогенез») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически — детской психологией, этнопсихологией, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенеза.

понятие души в религии и философии
большинство религий трактуют душу как нечто изначально присущее человеку, связующее человека и божественное.

философия
душа́ (греч. ψυχή, лат. anima) — в религиозной философии нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания. душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед высшим, в жажде бога и устремлении к нему, тогда как душа определяет внутреннюю жизнь человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир. в святоотеческой литературе часто встречается мысль, что неповторимая душа каждого человека призвана стать невестой бога. в связи с этим, любая человеческая душа для бога дороже, чем весь мир, с бесчисленными населяющими его животными и растениями и миллиардами звёзд. поэтому бог, в лице иисуса христа, принял в себя человеческое естество, созданное им по своему образу и подобию, и пострадал именно за людей, а не за животных с растениями (которые тоже страдают), и даже не за ангелов.
душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. с точки зрения платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая — либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души».

после теософского периода к исследованию души вновь обращаются шопенгауэр, кант и гегель. в двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, не смотря на работы таких учёных, как брентано, фрейда (с понятием ид), юнга, ясперса и габриэля марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

христианство
согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает кант. апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно канту, прибежище ленивого разума. для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

согласно библии (быт.9:1-5), душа (в крови) есть и у животных, только, в отличие от человеческой, она не бессмертна [источник?], то есть, распадается в момент смерти животного. по этой причине благочестивые христиане (деян.15:28-29) иудеи и мусульмане стремятся сливать кровь у животных перед употреблением в пищу их мяса, тщательно его прополаскивать, прожаривать, проваривать или мариновать. вместо крови животных христиане стремятся вкушать пречистое тело и кровь христа. в рпц монахам вообще не положено (по типикону) вкушать мясо, хотя яйцо и молоко им дозволяется есть, только когда нет постов. :jumping:

0

2

Если Господь в тебе то и душа тоже с тобой!!

0


Вы здесь » Мир Аватар » Мистика » Душа