Маска это некий образ, которому мы стараемся соответствовать для создания определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую мы играем вколлективе. Маску составляют выражение лица, одежда, интонации голоса, употребляемые наиболее часто слова, жесты.
http://s003.radikal.ru/i201/1002/44/8d5ebecaf8ad.jpg
Основу маски составляет выражение лица и одежда, а все остальное в большей или меньшей степени являетсяих производными, например: озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровямиможет означать заботливого отца семейства, решающего семейные проблемы, аесли добавить строгий костюм и обстановку шикарного офиса, то получимпортрет бизнесмена, решающего проблемы своей фирмы. Не трудно заметить, что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми, которые желают его избежать. Маска является своеобразной защитой, которую мычасто используем, попадая в новый коллектив, знакомясь с новыми людьми. Укаждого человека в запасе несколько дежурных масок, которые он применяет вслучае, если основную маску срывают или она не подходит. В постоянном коллективе, как правило, маски и роли не повторяются, т. е. они могут переходить от одного человека к другому, но двух идентичных масок не будет. Этопохоже на то, что две женщины в одинаковых платьях в одной компании будутчувствовать себя не очень удобно. Работает тот же механизм, т. е. вознаграждение, которое "выделяется" этой маске, делится на двоих.

Лишь в некоторых случаях наши маски слетают, открывая наше истинноелицо. Один из способов "сорвать маску" заключается в том, что человеканужно поставить в непривычную для него обстановку, причем это сделать безпредупреждения и быстро, только в этом случае он не успеет подготовитьнадлежащие маски, итак маску срывает неожиданность.

Знакомые знают друг друга по тем маскам, которые они друг другу демонстрируют, приятели знают уже почти весь арсенал масок друг друга, нолица пока в тени, друзья видят лица друг друга и часто помогают менятьмаски.

Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отрабатывем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх типа "дочкиматери", и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми вовремя этих игр. Присмотритесь, дети показывают то, как они воспринимаютвас. По мере увеличения практики общения появляются новые маски, в томслучае если старые не подходят. Часто выбор масок происходит неосознанно: понравившееся выражения лица, интонации или поговорка, встреченные нами вкакомлибо месте, способны изменить нашу любимую маску или создать новую. Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело, этим пользуютсяфизиогномисты, физиогномика может очень сильно помочь в расшифровке масококружающих. Очень интересно то, что каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук. Маску можно раскрыть для себя, заглянув ей в глаза. Маска одета не постоянно, мы одеваем ее непосредственно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываемее снять, оставаясь даже наедине с самим собой в ней. В процессе общениямы бессознательно стараемся поддержать свою маску, ищем постоянно свое"отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отражением являются реакции окружающих, на все это тратится много внимания иэнергии, которые можно было бы использовать для того, чтобы постаратьсяпонять собеседника. Именно поэтому часто в процессе общения мы больше заинтересованы собой, чем другим.

Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий смены нескольких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария от ролей. Сознательно меняя маски и роли, человек может познать законы общения, и найти свое поведение в рамках этих законов. Происходит это по принципупринято не принято. Если после общения с кемто нам приятно, то мы стараемся повторить этот вариант поведения, эту ситуацию, роль или маску, аесли нам не приятно, то ищем, чем же сменить, как изменить. Если у человека длительное время одни неприятности и он ничего не пытается изменить, товполне возможно, что ему нравятся те выигрыши, которые он получает в результате них. Это, например, может оправдывать его агрессивность, лень илираздражительность, можно сказать, что это является своеобразным психологическим мазохизмом. Часто это приводит к тому, что человек хотел бы чтотоизменить, но уже не может и в конце концов попадает либо к целителям, либок психотерапевту.

Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотитепонять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь показать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его неувидят, не бойтесь, что ктото причинит вам вред, если будете практиковаться в этом. Чем меньше масок задействовано в вашем поведении, тем онаестественней и приятней для окружающих. В общении старайтесь помочь собеседнику увидеть отражение его маски, часто это может существенно улучшитьваши с ним отношения. Выявление и анализ масок, ролей, сценариев вещьтрудная и интересная. Попробуйте сами и узнаете, что это так. Для тех, кого это заинтересовало, могу предложить для начала небольшой список из коллекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Кто знает, может вы найдете себя. Успехов вам.

Коллекция масок: "Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак", "Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик", "Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т. д.

Название маски часто совпадает с названием роли.
Маска скрывает лицо.
Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.
Маска является формой.
Две одинаковые маски рядом не живут.
Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.
Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.
Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.
Маска! Я тебя знаю!
Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.
Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу маска.
Маски снимают или меняют.
Без маски легче видеть.
Кто хочет изменится, находит средство, а кто не хочет находит причину.
Чем меньше масок, тем естественней поведение.